Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Фрёкен Бок, 60 - 30 апреля 2013 11:42

Отредактировано:30.04.13 15:03
ЧАСТЬ 2
ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало в предыдущем выпуске, то есть ниже.

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ знаменитого средневекового трактата о любви.

"Андреем, капелланом короля французского", называют рукописи сочинителя трактата "О любви". Неизвестно, имеется ли здесь в виду старый король Людовик Vİİ (1137-1180) или молодой Филипп İİ Август (1180-1223 ). Но по содержанию его книги несомненно, что он был ближе не к королю с его парижским двором, а к бывшей королеве Алиеноре Аквитанской, которая была в первом браке замужем за Людовиком Vİİ Французским, а вторым - за Генрихом İİ Английским, к её дочери Марии Шампанской и к её племяннице Изабелле Фландрской. Дворы этих вельможных дам - в Пуатье, Труаи Аррасе - были самыми блестящими центрами куртуазной культуры последней трети 12 века, при Шампанском дворе жили такие поэты, как Гас Брюле, Конон Бетюнский и сам Кретьен де Труа, и парвительницы развлекались светской игрой в "суды любви" ( старофранц. "courts d'amor"), выносившие решения по спорным вопросам куртуазной эротики; эти суды, превратившиеся в легенду, известны нам именно из книги Андрея Капеллана - самого знаменитого и яркого трактата по куртуазии (не путайте с похожим названием на обложке известной книги О.де Бальзака), потому что:

От названия "судов любви" происходит французское прилагательное "courtois" -- учтивый, вежливый - куртуазный. Куртуазная культура Западной Европы была основана на идеалах рыцарской любви и верности долгу. "Куртуазия" напоминает о старинном русском понятии "вежество". "Вежество" шире, чем просто "вежливость": это учёность, знание, ведение. Сохранившееся в современном языке слово "невежа" тоже изначально указывало на отсутствие истинных знаний, а не светских манер.

Куртуазия как бы стала новой своеобразной религией средневекового Запада, со своими ритуалами, системой ценностей, со своим божеством - Прекрасной Дамой. Нет, куртуазия не посягала на старую религию - христианство, но она сформировалась рядом с ним и почти вне его. Куртуазия как комплекс моральных и эстетических норм носила подчёркнуто светский, внецерковный характер. Вот почему на неё порой посматривали косо, нередко преследовали её пропагандистов, а книгу Андрея Капеллана в конце концов запретили деятели католической церкви.
Куртуазный "табель о рангах" бросал первый серьёзный вызов сословно-религиозной морали, на которой основывалось средневековое общество. Согласно ему куртуазная любовь одинаково доступна всем - и знатным сеньорам, и скромным рыцарям, и простым горожанам. Она всех уравнивает.
Но куртуазные идеалы объективно противостояли этой морали и в другом. Вопреки общепринятым средневековым нормам главную роль в них играла женщина, Дама. Тут она брала реванш за вековую прниженность ( когда иные схоласты всерьёз обсуждали вопрос, обладает ли женщина душой). В куртуазном микрокосме Дама была не только предметом восторженного и смиреннейшего поклонения (причём подчас об этом говороилось в терминах привычного феодального обихода), но и обожествления на свой манер.

Историко- культурная ценность трактата Андрея огромна. Этика куртуазной любви, конкретные образцы которой рассеяны по всей новоязычной литературе рыцарской Европы, в связном и систематическом виде изложена только в этом латинском сочинении придворного клирика.

Продолжение читайте в следующем выпуске выше.





Добавить комментарий Комментарии: 0
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.